Отличники ЦЭ и их учителя рассказали «Горецкому вестнику», как нужно готовиться к новому экзамену, чтобы получить наивысший результат


В этом году в районе сразу четыре одиннадцатиклассника сдали первый в истории централизованный экзамен на 100 баллов. Дарья Коробкина из средней школы агрогородка Ленино получила «сотку» по белорусскому языку, Наталья Никитина из СШ № 1 — по обществоведению, а Иван Кулик из Савской школы и Диана Подшиваленко из СШ № 4 — по математике. Отличники ЦЭ и их учителя рассказали «Горецкому вестнику», как нужно готовиться к новому экзамену, чтобы получить наивысший результат

Хватило уроков и факультатива

Первой стобалльницей по белорусскому языку стала Дарья Коробкина. Выбрала его для сдачи на ЦЭ неслучайно. Ученица сельской школы изучает на родном языке все предметы с 1 класса и признается, что ощущает его более близким и родным. К тому же она неоднократная победительница районных и областных этапов республиканских олимпиад по этому предмету. К помощи репетитора не прибегала. Хватило знаний, полученных на уроках в школе, факультативе и индивидуальных занятиях по подготовке к олимпиадам, которые проводила опытный учитель белорусского языка и литературы Лариса Можайская. За 20 лет работы в школе она выработала свою методику подготовки к ЦТ и ЦЭ и недавно щедро делилась опытом работы с коллегами на базе Могилевского областного института развития образования.  На каждое задание учитель разработала алгоритм его выполнения. Все правила сформулированы максимально простым и понятным языком, поэтому и усваивались легко. Каждую неделю Лариса Григорьевна давала своим ученикам по 10 тестов, которые на следующем занятии вместе с ребятами проверяли, разбирали и анализировали допущенные ошибки, учились видеть за каждым заданием правило.

«Нам повезло с учителем. Нужно только взять те знания, что она дает. Лариса Григорьевна очень добрый и в то же время требовательный педагог, который, действительно, все сердце свое отдает детям, объясняет доступно, буквально на пальцах. Если выучить правило и алгоритм его выполнения, отработать на практике огромное количество заданий (каждую неделю по 10 тестов), высокие баллы не заставят себя долго ждать. Я занималась белорусским языком постоянно по полчаса-час из расчета каждый день по тесту. Каждое правило мы по тысяче раз повторили. Если были ошибки, сначала сами анализировали, почему их допустили, и вновь повторяли теорию. Поэтому на ЦЭ задания были для меня легче, чем на РТ», — говорит Даша. Свои результаты она наращивала постепенно. На первом этапе РТ было более 70 баллов, на третьем — 89. Перед ЦЭ все пять выпускников Ленинской СШ максимально погрузились в белорусский язык: занимались в школе с Ларисой Григорьевной с 9:00 до 15:00. А утром прочитали на белорусском языке художественное произведение, чтобы настроиться на предмет.

Наша героиня признается, что рассчитывала набрать на ЦЭ более 80-90 баллов. Но когда начала решать задания, то была практически уверена в правильном выполнении каждого, за исключением двух. Увидев на экране монитора заветные 100 баллов, очень обрадовалась.

Она мечтает, как ее тетя, стать врачом. По целевому направлению поступает на медико-диагностический факультет в Гомельский медуниверситет потому, что считает это направление медицины одним из самых важных. Чтобы вылечить человека, надо поставить правильно диагноз.

Формула успеха Дарьи проста: основательные знания, высокая мотивация, работоспособность и психологическая настроенность. По мнению Ларисы Можайской, у детей надо формировать стрессоустойчивость на экзамене, умение сосредоточиться и отбросить волнение. Это и помогло нашей отличнице ЦЭ улучшить свои результаты на 11 баллов по сравнению с РТ.

Поставить цель и упорно идти к ней

Именно в этом стобалльник по математике из Савской школы Иван Кулик видит залог своего успеха на ЦЭ. Его учителя математики (до 10 класса Светлана Илюкевич, в старших классах Ирина Резенкевич) называют одаренным учащимся, схватывающим все на лету, и настоящим тружеником. Он мечтает стать программистом и поставил себе цель поступить на престижный факультет программного обеспечения в БГУИР. Усердно по 3 часа в день занимался математикой, решал по 2-3 теста. Готовился не только в школе на уроках и факультативе с Ириной Владимировной, но и ездил на индивидуальные занятия в Горки к репетитору Татьяне Левкиной. «Ирина Владимировна — отличный педагог, знающий свой предмет и умеющий его доступно преподнести. Она много со мной занималась дополнительно. Но, если хочешь поступить в хороший столичный вуз, надо усиленно работать в течение года. Я хотел загрузить себя математикой и тестами по полной программе. Репетитор нужен, чтобы ты не расслаблялся, не ленился, всегда ответственно учил и выполнял все, что тебе задают», — говорит Ваня.

На третьем этапе РТ парень набрал 86 баллов. В последний день перед экзаменом повторил все формулы, а вечером отдохнул. На ЦЭ был уверен в себе и рассчитывал на 90+. Задания показались довольно простыми, школьного уровня сложности. Сомнений в правильном выполнении почти всех из них не было.  Признается, что, увидев «сотню» на экране монитора, сначала не поверил своим глазам и был в восторге. «Я много готовился, чтобы получить максимальный результат для достижения своей цели. Считаю, что мой успех на ЦЭ определило именно усердие и трудолюбие. Сколько знаний и умений за год ты вложишь в себя, столько и заработаешь», — сказал Ваня.

Его учителя не скрывают, что первый стобалльный результат в истории школы вызвал у них чувство гордости и слезы радости.

Десятиклассникам наш герой советует начинать готовиться к ЦЭ заранее, уже летом, пройти все этапы РТ, чтобы приобрести опыт выполнения заданий и не волноваться.

Грамотно распределять время

У отличницы ЦЭ по математике из СШ № 4 Дианы Подшиваленко и стобалльный аттестат. Директор Виктор Беляев и классный руководитель Жанна Скоробогатая характеризуют свою учащуюся как одаренную, целеустремленную, начитанную и грамотную ученицу, которой одинаково легко даются не только гуманитарные, но и естественные науки. Она одерживала победы на районных олимпиадах по русскому, белорусскому и английскому языкам, математике, информатике. В 9 классе после районной олимпиады в областном рейтинге по белорусскому языку была четвертой, но сделала свой выбор в пользу информатики. Мечтает стать программистом и поступить в Белорусский государственный технологический университет.

Любовь к математике ей привила учитель Нина Манухина, которая преподавала этот предмет до 11 класса. В выпускном классе ее учила Валентина Кухаренко. Чтобы досконально повторить всю теорию, максимально отработать практические навыки и выполнять большое количество заданий, занималась также с репетитором. Учителя говорят, что трудолюбие и ответственность Дианы достойно восхищения. На каком уроке ее ни вызовешь, всегда готова.

На сто баллов на ЦЭ Диана не только надеялась, но и была уверена в том, что их получит. На репетиционном тестировании по математике начинала с 73 баллов, на третьем этапе уже было 95. Однако не самоуспокоилась, а подготовку еще усилила. Каждый день повторяла формулы, решала большое количество сложных задач и тестов. В последний день еще раз пересмотрела тематическое консультирование по третьему этапу.

На ЦЭ была спокойна, хотя сам тест по сравнению с третьим этапом ей показался сложнее, но некритично. Решила его за час, затем перепроверила, после внесения ответов в бланк еще раз сверила все с черновиком. Были сомнения в выполнении только двух заданий, которые переспросила впоследствии у репетитора.

Заветные сто баллов считает заслуженной наградой за трудолюбие. Секрет своего успеха видит и в грамотном распределении времени. «Надо всегда верить в себя и свои силы, — говорит наша героиня. — Не волноваться, настрои­ться на выполнение заданий. Я себе сказала: «Ты справишься и все сделаешь правильно». Благодарна учителям за знания, родителям — за поддержку».

Работать по 5-8 часов в день

Стобалльница по обществоведению и золотая медалистка из СШ № 1 Наталья Никитина мечтает стать прокурором. С детства любит читать детективы и хочет помогать людям. Поэтому выбрала специальность «Правоведение» в МГУ имени А. А. Кулешова. Будучи еще в 10 классе, уже уделяла большое внимание изучению обществоведения. К ЦЭ готовилась на уроках и факультативных занятиях с учителем Антоном Акуленко и занималась индивидуально с репетитором, в прошлом учителем СШ № 1, Аллой Школьниковой

Наташа говорит, чтобы сдать на 100 баллов этот предмет, нужно уделять много времени его изучению, знать наизусть 3 учебника (с 9 по 11 класс) и решить огромное количество тестов с 2012 по 2022 год. За месяц осваивала минимум по 20 тестов. Могла за день решить 7 вариантов.

Ее совет десятиклассникам, которые хотят получить такой результат, прост: научитесь по максимуму учиться и настройтесь на кропотливую ежедневную плодотворную работу. «У ученика должна быть привычка работать, по 5-8 часов в день уделять внимание предметам, которые нужно сдавать на ЦЭ и ЦТ. Успех определяет именно внимание к мелочам. Иногда можно сделать ошибку только потому, что неправильно прочитаешь условие. Конечно, сначала на ЦЭ волнуешься. Но я детально проработала весь необходимый теоретический материал. Поэтому сложностей у меня не было. Когда читала сами задания, то уже знала ответы на них. Была уверена, что все выполнила правильно», — сказала Наташа. 

Мы встретились с ней после того, как она сдала на девятку внутренний устный вступительный экзамен по обществоведению в МГУ имени А. А. Кулешова. Из 23 человек, поступающих в университет по целевому направлению, только двое получили такую отметку.

Наши отличники считают, что система ЦЭ, совмещающая выпускные и вступительные экзамены, позволяет сэкономить время при подготовке, что дает возможность хорошо их сдать. К слову сказать, у ребят высокие баллы и по русскому языку. Они признательны Президенту Александру Лукашенко, благодаря которому результаты первого ЦЭ были пересмотрены. И теперь в их сертификатах по русскому языку не 82 и 86 баллов, а 92 — у Ивана, по 96 — у Дианы и Наташи.

Елена АГЕЙЧИК
Фото Михаила ЛЕВЦОВА